«Альпинистские (скалолазные) веревки: срок службы»
Когда веревка подлежит замене? – Показатели изготовителей против тестирования веревок на прочность
Веревка является не только страховочной системой (обвязкой), но и основным элементом альпинистского снаряжения. Всё это на профжаргоне носит общее название «средства индивидуальной защиты (PSA)». В их надежности мы должны быть уверены на 100%. Поэтому производители веревок для альпинизма строго придерживаются установленных норм и всячески испытывают свою продукцию на прочность.
От натуральных материалов до синтетики
Вплоть до 1950-60 годов у спортсменов выбор веревок для лазания был невелик. Как правило, это были пеньковые веревки, изготовленные из конопли. «Натурпродукт», увы, не отличался особой долговечностью при столь интенсивном использовании. Разрывы пеньковых веревок, влекущие за собой несчастные случаи со смертельным исходом, были нередки.
Революция в скалолазании наступила, когда на рынке появились веревки из полиамида, состоящие из сердечника и оплётки. Они оказались в разы прочнее и безопаснее. Однако у синтетических веревок тоже есть недостатки. Полиамид, по сути, – это тот же пластик. Производится он из нефти, что не может не влиять на здоровье. Даже если это сертифицированное волокно.
Другая проблема – экологическая. Отбраковывая, выбрасывая ненужные скалолазные веревки, мы создаем тот самый пластиковый мусор, с которым борются во всем мире.
Срок «жизни» альпинистской веревки
Согласно инструкциям и упаковочным листам, прилагаемым производителями к своей продукции, максимальный срок эксплуатации колеблется от 10 до 12 лет. Это в случае если веревка практически не используется и хранится в надлежащих условиях. Если же веревка используется с малой интенсивностью, срок «жизни» сокращается до 3-6 лет. Регулярное интенсивное использование «убивает» изделие уже через год и даже раньше.
Насколько это правда? Как долго на самом деле может прослужить скалолазная веревка?
Этим вопросом уже много лет занимается Вальтер Зиберт, венский испытатель, изучающий факторы, которые влияют на продолжительность «жизни» веревок для альпинизма. Эксперт считает, что сам по себе возраст изделия не является условием отбора. Зибертом было проверено на прочность более сотни веревок различного возраста, не имеющих каких-либо внешних повреждений. Тестирования показали, что нет никакой связи между прочностью и возрастом. Веревки 50-летней давности выдерживали такие же нагрузки, как их трехмесячные «конкурентки».
Когда веревкой пользоваться больше нельзя
Необходимо прекратить использование веревки в следующих случаях:
- произошел ее контакт с аккумуляторной (батарейной) кислотой;
- поврежден сердечник, и это нарушение легко прощупывается;
- повреждена оплётка до самого сердечника;
- оплётка повреждена в результате трения или теплового нагрева, либо оплавилась до сердечника;
- произошла нагрузка в результате срыва (срывная нагрузка), которая привела к повреждению оплётки до сердечника, либо самого сердечника при уцелевшей оплётке.
Вальтер Зиберт отмечает, что если веревка контактировала с аккумуляторной кислотой, этого может быть внешне не заметно. Остальные же повреждения легко распознаются.
Ученый уверен, что поводом утилизировать (отбраковать) веревку является не ее возраст, а повреждения, полученные в результате различных внешних воздействий. Но есть одно «но»: на скалодромах установлены постоянные веревки, которые используются для верхней страховки (так называемый топроуп). Так вот, их не рекомендуется задействовать для чего-либо еще. При этом необходимо регулярно проверять сердечники на наличие повреждений.
Почему веревки для верхней страховки нельзя использовать по иному назначению?
Сердечник веревки, несколько тысяч раз пропущенной через карабин под воздействием нагрузки, будет сильно поврежден. Со стороны этого может быть не видно, однако повреждения могут быть настолько серьезны, что очередной нагрузки веревка просто не выдержит и порвется.
Зиберт считает, что веревки, используемые в залах для верхней страховки, должны там и оставаться. Они уже не пригодны для применения в экстремальных условиях, например, при строительстве подвесных мостов или для статических рывков с фактором 2.
Отражается ли частота использования на сроке эксплуатации скалолазной веревки?
Считается, что веревку, используемую регулярно раз в неделю, следует обязательно менять через год. Однако Зиберт не нашел доказательств, подтверждающих это. Единственное основание столь скорой замены – это заметные внешние повреждения веревки, вызванные, в том числе, соприкосновением с кислотой. Эксперт настаивает на важности хранения изделия в надлежащих условиях, и подальше от любых химических веществ.
Ученый-испытатель настоятельно рекомендует внимательно следить за состоянием веревки при восхождении и спуске, проверяя подозрительные места простым способом: не спеша пропустить веревку через ладонь. Так можно нащупать место и даже серьезность повреждения.
Подобные проверки нужно выполнять систематически, но особенно – после падений, высоких нагрузок, сложных маневров. Если на развязывание узла уходит много времени и сил, это тоже повод проверить веревку.
Зиберт считает, что не стоит отказываться от веревки до тех пор, пока оплётка и сердечник не имеют повреждений. Как правило, любое нарушение либо зрительно видно, либо легко прощупывается.
Влияют ли погодные условия и УФ излучение на состояние веревки?
Исследователь уверяет, что при использовании альпинистской веревки в естественной среде все ее свойства сохраняются в полном объеме. Тесты показали, что даже месяцами висевшие на улице веревки отлично работали. Всё дело в оплётке, надежно защищающей сердечник. Но вот петли, сделанные из стропы, действительно, должны вызывать подозрения и тщательно проверяться.
Случаются ли разрывы внешне целых веревок?
Вальтер Зиберт, много лет занимающийся, помимо прочего, поиском подобных случаев по всему миру, заявляет, что ничего подобного ему найти не удалось. Не было ни одного случая разрыва внешне целой веревки при ее нормальной эксплуатации. Были задокументированы лишь отдельные случаи разрывов, спровоцированных либо ударом камнем, либо контактом нагруженной веревки с острой кромкой скалы. Также причиной разрыва было трение нескольких веревок друг о друга, приведшее к оплавлению оплётки, и соприкосновение веревки с аккумуляторной кислотой.
Если нет уверенности в целостности веревки, куда можно обратиться?
Ученый очень сожалеет о малочисленности независимых организаций, занимающихся подобными исследованиями. Именно этот факт послужил причиной основания Вальтером Зибертом собственной «лаборатории разумного исследования безопасности», она же DAV (Немецкий Альпийский союз).
Большинство учреждений, аналогичных DAV, придерживаются тех данных и инструкций по эксплуатации, что предоставляют производители альпинистской амуниции, в том числе, веревок. И неважно, являются ли эти данные научно обоснованными.
Вывод: исследования и испытания, проведенные Вальтером Зибертом, не совпадают с общепринятыми данными о сроках службы скалолазных веревок. Тесты показали, что не имеющая повреждений веревка при щадящем режиме может использоваться дольше, чем указано в инструкции производителя. Особенно это важно для экологии, когда во всем мире стремятся максимально сократить количество мусора. Другими словами, чем меньше выброшенных полиамидных веревок, тем чище планета.
«Как выбрать альпинистскую страховочную систему»
Альпинизм, скалолазание и иные виды покорения высот – по-своему уникальный тип активности. Это одновременно и спорт, и разновидность туризма. Туризм – потому что благодаря альпинизму можно побывать в самых разных уголках планеты. Причем в таких, куда обычному путешественнику хода нет. Спорт – потому что нагрузки на организм скалолаза чрезвычайно высоки. Их невозможно получить на тренажерах в спортзале. И это привлекает все больше и больше поклонников экстремального времяпрепровождения.
В связи с этим растет и совершенствуется ассортимент снаряжения, позволяющего сделать восхождение более легким и максимально безопасным. Спортивно-туристический рынок предлагает всевозможную специализированную экипировку – от одежды и обуви до оснащения. Но основным элементом снаряжения является страховочная система. Она же – альпинистская обвязка. Без нее невозможно ни взойти на вершину, ни спуститься с нее. Следовательно, выбирать страховку нужно тщательно, с учетом всех нюансов, которых очень много.
Попробуем помочь вам с выбором и рассмотрим разные виды страховочных систем, особенности их использования и прочие существенные моменты.
Общее назначение
Главная задача такого снаряжения, вне зависимости от разновидности, – защитить от падения с высоты. Обвязанная вокруг тела спортсмена, страховочная система соединяется с веревками, карабинами и другими составляющими страховочной цепи, прикрепленной к объекту восхождения. Если альпинист срывается, самостраховка не позволяет ему упасть, а специальная система обвязки распределяет нагрузку рывка равномерно, предотвращая повреждения самой экипировки и защищая тело человека от травм.
Еще одно предназначение обвязки – надежно и удобно крепить дополнительный инвентарь. Практически любая модель оснащена разгрузочными петлями для развешивания снаряжения: карабинов, закладок и других предметов, нужных при восхождении. Это облегчает движение и позволяет достичь оптимальной развесовки.
Существует три типа обвязок:
• верхние (грудные);
• нижние (поясные);
• полные (комбинированные).
Эти системы отличаются не только конфигурацией, но и сферами использования. Выбирая обвязку, следует исходить из собственных потребностей.
Верхняя обвязка
В качестве страхующей системы для скалолазов грудная обвязка появилась самой первой и была крайне неудобной. Она защищала от срывов, но при этом сильно сдавливала грудную клетку и мешала дышать. Длительное ношение обвязки гарантировало и дальнейшие проблемы с дыханием.
Современные модели не вызывают дискомфорта, так как используются совместно с нижней обвязкой («беседкой»). Нагрузка рывка в данном случае распределяется более равномерно, а вероятность переворота и выскальзывания из «беседки» предотвращается, так как фиксация канатных страховочных систем делается выше центра тяжести человеческого тела.
Конструкция верхней обвязки бывает двух типов:
1. Майка. Наиболее распространенный вид, состоящий из фиксирующегося на груди ремня и прикрепленных к нему плечевых лямок. Эта модель надежно фиксируется на теле. Есть возможность подогнать обвязку под свой размер. Практически все «майки» имеют петли для крепления разного инвентаря.
2. Бабочка. Похожа на цифру «8». Лямки сформированы в две, скрещенные на спине петли, куда продеваются руки. Преимущество модели – легкость и простота. «Бабочки» могут быть регулируемыми (подгоняемыми под нужный размер с помощью силовых пряжек) и нерегулируемыми. В последнем случае страховка подбирается точно по размеру, с учетом одежды. У многих моделей есть разгрузочные петли для размещения карабинов и прочего снаряжения.
У обоих типов страховки есть варианты для сложных восхождений, оснащенные широкими, вместительными полочками для разгрузки. К ним удобно и надежно крепятся закладки, оттяжки и остальной инвентарь.
Чаще всего верхнюю страховку используют в горном туризме и роуп-джампинге. Самые экстремальные профессионалы в скалолазании и альпинизме грудной обвязкой практически не пользуются.
Нижняя обвязка
Эта поясная страховка имеет и другое название – «беседка». Она универсальна, так как используется и новичками, и опытными спортсменами на маршрутах всех уровней сложности. Элементы ее конструкции следующие:
• Пояс. Материал изготовления – широкий прочный строп для системы страховки. Имеет мягкую подкладку в нижней части конструкции. Благодаря ей обвязка становится более удобной, излишнее давление с поясницы снимается, а вероятность натирания сводится к минимуму. Основная часть нагрузки, возникающей при рывке, приходится на пояс, поэтому главным его критерием является прочность на разрыв. Регулирование пояса выполняется с помощью пряжек. Их может быть одна или две. Если регулирующая пряжка одна, такая модель потенциально более надежна, но только если «беседка» подобрана четко по размеру спортсмена. Иначе силовая петля будет сдвигаться. Если пряжки две, то ими проще выполнить подгонку под себя.
• Силовая петля. Через этот ключевой элемент обвязки пропускаются все детали страховки и самостраховки. Ею соединяются поясная и ножные части. Форма петли – ручка или кольцо из высокопрочной, толстой стропы. Она в обязательном порядке проходит испытания на нагрузку, поэтому в техпаспорте обвязки должна быть указана выносливость петли.
• Ножные петли. Закрепляются на ногах спортсмена. Они должны быть широкими и достаточно мягкими, чтобы обеспечить надежность и комфорт, не сковывать движения и не пережимать кровеносные сосуды. Если вы новичок в скалолазании, либо планируете покорять большие высоты, рекомендуется выбирать обвязку с петлями, длину которых можно регулировать, подгоняя их либо под шорты, либо под толстые горнолыжные штаны. Профессиональные модели нижних обвязок не предусматривают возможности подгонки ножных петель, так как пряжки утяжеляют экипировку.
• Регулировочные (силовые) пряжки. Делают «беседку» более практичной, позволяют подгонять ее под свои размеры. Пряжек может быть от 1 до 4, в зависимости от модели. Чем их больше, тем выше диапазон регулирований. Однако большое количество фиксаторов утяжеляет страховочную систему. Есть два варианта пряжек: выполненные по системе DoubleBack и с противоходом. Первый вариант более прост в эксплуатации: достаточно просто затянуть пряжку, зафиксировав нужные габариты. Во втором варианте противоход нужно систематически проверять, так как фиксация понемногу ослабевает. Но и у DoubleBack есть недостаток: считается, что стропа со временем истирается.
• Задние ремни. Обеспечивают дополнительное соединение пояса с ножными петлями, регулируют «беседку» на теле скалолаза. Изготавливаются, как правило, из эластичных лент, но есть и модели с ремнями из тонкой стропы. В спортивных вариантах обвязки задние ремни несъемные – для уменьшения веса конструкции. Если же планируется длительное ношение страховочной системы, то лучше, чтобы ремни отстегивались.
• Гнёзда для карабинов. Необходимы для размещения экипировки без обременения основных крепежных проушин. Востребованы в нижних обвязках, предназначенных для высотного альпинизма, ледолазания, фрирайда. Сквозь гнезда пропускают большой разгрузочный карабин для крепления к нему ледорубов, камалотов и прочих приспособлений.
• Петли для развешивания экипировки. Стандартное их количество – четыре. На спортивных моделях обвязок, как правило, две петли. «Беседки» для профессионального высотного скалолазания могут быть оснащены бо́льшим количеством ременных петель, куда крепятся оттяжки, карабины и прочее.
• Спинная петля. Не рассчитана на высокие нагрузки и страховочных функций не выполняет. К ней обычно крепятся запасные веревки или баулы с необходимыми принадлежностями.
Поясная обвязка незаменима в любой страховочной системе. Она обеспечивает не только комфорт, но и безопасность при восхождениях любого уровня сложности. В случае срыва «беседка» равномерно распределит по телу силу рывка веревки: пояс примет на себя 70%, остальные 30% заберут ножные петли.
В целях минимизации экипировочной массы многие альпинисты пренебрегают верхней обвязкой и задействуют только нижнюю. Это значит, что в случае срыва велик риск, что спортсмен перевернется и повиснет головой вниз. Это опасно, так как на весу из такого положения выйти очень сложно. Кроме того, человек, свисая вниз головой, может потерять сознание. А слишком долгое пребывание в таком положении может привести к гибели из-за нарушения кровообращения, асфиксии и т. д.
Полная обвязка
Название говорит само за себя: такой тип страховочной системы направлен на комплексную защиту. По сути, это верхняя и нижняя обвязки, прочно соединенные между собой. В случае срыва такая конструкция равномерно распределит силу рывка и защитит от переворачивания. Надежность комбинированной обвязки выше, а процесс использования – легче, так как нет необходимости следить за прочностью скрепления верхней и нижней частей.
Основной недостаток цельной страховки – сравнительно большая масса. Поэтому если в приоритете – легкость, то лучше использовать другие варианты.
Полная обвязка задействуется в следующих сферах:
• Высотные работы. Несмотря на тяжесть и громоздкость, в промышленном альпинизме предпочтителен именно такой тип страховки. Он не только защитит от срывов, но и обеспечит комфорт при длительном пребывании в подвешенном состоянии, когда не на что опереться. Подбирая такую обвязку, обращайте внимание на такие характеристики: ремни и лямки должны быть широкими, с мягкими вставками; конструкция разгрузочных петель-полок – усиленная, способная выдержать прикрепленное технологическое оборудование; точки страховки – металлические.
• Альпинизм в сложных условиях. Отвесные стены, скалы в разы увеличивают риск срывов. Цельная обвязка – гарантия надежной фиксации и сохранения правильного положения, если срыв произошел.
• Детский альпинизм. Для неокрепшего детского тела подходят только цельные конструкции, не сковывающие движения и препятствующие выпадению ребенка из страховки при срыве.
• Роуп-джампинг, веревочные парки. Начинающие прыгуны будут надежно защищены от травм, так как рывковая нагрузка будет равномерно распределена по телу. К тому же, стоимость такой обвязки может быть невысокой, особенно если в ней задействуются только базовые элементы системы.
Решение приобрести полную обвязку – неоднозначное. Несмотря на то, что такой вариант надежнее комплекса из верхней и нижней страховки, он более громоздкий и тяжелый. Во многих ситуациях именно вес и габариты имеют решающее значение. Тем не менее, для вышеприведенных случаев подходят только цельные модели. В частности, для промышленного альпинизма, поскольку для высотных работ нужны максимальный комфорт и безопасность.
Особое назначение страховок
По сути, страховочные системы внешне похожи между собой. Однако у них есть конструктивные различия, актуальные для той или иной задачи. Рассмотрим варианты, которые удобнее использовать в отдельных случаях.
Универсальные
Подходят для занятий на скалодромах и других аналогичных спортивных объектах. Также их можно использовать в низкокатегорийных походах в горы. Для новичков в скалолазании – оптимальный вариант. Отличительные черты: ножные петли расстегиваются, оснащены мягкими вставками; количество разгрузочных петель – от 2 до 4.
Скалолазные
В них можно и тренироваться на скалодроме, и лазать по настоящим скалам. К особенностям относятся: малый вес; простая конструкция; одна регулировочная пряжка, расположенная на поясе; статичные ножные лямки. Перед покупкой убедитесь, что обвязка четко садится на фигуру. Учитывайте толщину одежды. Если, например, планируются тренировки в зале и реальные зимние восхождения, лучше приобрести несколько разных обвязок.
Характеристики:
- тонкие и прочные материалы;
- узкий ремень;
- надевается и снимается легко и быстро;
- количество петель – минимальное: для спортивного скалолазания много снаряжения не нужно.
Альпинистские
Изготовлены с учетом необходимости лазать с большим количеством экипировки. Не годятся для спортивного скалолазания. Можно носить много часов, так как конструкция легкая, прочная и удобная. Разгрузочных петель – четыре и более.
Характеристики:
- ремни и петли – толстые, с мягкой поверхностью, комфортные для длительного ношения;
- ножные лямки регулируются пряжками;
- поясной ремень оснащен вставкой, разгружающей поясничный отдел;
- есть спинная петля для крепления рюкзака или запасной страховочной системы.
Фрирайдерские
Одну такую систему можно использовать в любое время года. Ее конструкция прочна, компактна, имеет малый вес.
Характеристики:
- легко надевать и снимать;
- ножные петли и пояс имеют широкий диапазон регулирования;
- количество разгрузочных петель – не больше четырех;
- материалы ремня и петель – тонкие, гибкие, крепкие;
- если есть страховочная петля, она сравнительно тонкая, но надежная;
- если страховочной петли нет, система из веревок устанавливается через пояс и место, где перекрещиваются ножные лямки;
- присутствует спинная петля для рюкзака и/или запасной веревки.
Ледолазные
Выдерживают самые суровые погодные условия. Большой диапазон регулировок, возможность надевать поверх теплой объемной экипировки. Разгрузочных петель – от 4 и более, увеличенного размера, что позволяет крепить габаритный инвентарь. На спине – дополнительная петля. Обязательны гнезда для фиксации разгрузочного карабина. Ремень дополнен вставкой, поддерживающей поясничный отдел.
Big Wall (большие стены)
Это технически сложные маршруты, предполагающие восхождения по отвесным, вертикальным плоскостям, будь то скалы или стены высотных зданий. Здесь актуальны обвязки со специальной конструкцией, имеющие:
а) мягкий широкий ремень;
б) обширный диапазон регулировок;
в) множество петель-полочек.
Страховки для Big Wall достаточно громоздкие и увесистые, поэтому для спортивного скалолазания не подходят. Но они незаменимы в условиях «больших стен», когда нужно поднять с собой много разного инвентаря. Также для обвязок этого типа характерны две страховочные петли, размещенные параллельно, чтобы груз был распределен равномерно.
Скитурные
Конструкция этих обвязок облегченная, отличается возможностью более простого надевания и снятия. Они хороши при восхождениях на ледники и лазаниях по сравнительно простым рельефам. Страховку можно легко снять, даже оставаясь в лыжах, благодаря креплениям-фастексам из пластика. Этот материал не делает обвязку менее надежной, так как крепления размещены в местах, где высокие нагрузки исключены. Однако на долгие зависания без опоры скитурная система не рассчитана. Ее конструкция слишком простая и легкая, и висеть в ней попросту некомфортно.
Для промышленного альпинизма
Страховки, подходящие для высотных работ, отличаются громоздкостью и увесистостью. Стропы, формирующие ремень и лямки, достаточно широкие и покрыты мягкими вставками. Столь мощная конструкция позволяет безопасно и с комфортом работать, пребывая в подвешенном состоянии на большой высоте. Имеет дополнительные точки крепления по бокам, а также множество больших разгрузочных петель. Для тренировок и спортивного скалолазания не подходит, так как утяжеляет экипировку и мешает свободно двигаться. В ГОСТ Р ЕН 361-2008 страховочная система для промальпа значится как «привязь».
Для спелеологии
Их основное назначение – позволять спортсмену подниматься и спускаться по веревке, закрепленной вертикально. Тип веревки не важен, это может быть что угодно, – от обычного каната до мощной анкерной страховочной системы, устанавливаемой с помощью специального оборудования. Здесь главное – не защита от срывов, а удобство при затяжных спусках. Для таких обвязок характерны компактные размеры, минимизирующие возможность зацеплений во время передвижений по узкому пространству. Материалы, используемые при производстве страховки, обладают высокой износостойкостью; петли для экипировки достаточно тонкие; силовые пряжки размещены между ног.
Обвязки для женщин
Практически все современные производители альпинистского снаряжения имеют в ассортименте страховочные обвязки, предназначенные только для женщин. Они адаптированы к особенностям дамской фигуры: имеют страховочную петлю на 20-30% длиннее стандартной, а также пояс, рассчитанный на более узкую талию. Такие модели, действительно, более комфортны для женщин. И, конечно, они отличаются бо́льшим количеством расцветок.
Модели для детей
Детские модификации обвязок бывают двух типов:
а) уменьшенные варианты взрослых страховок;
б) полные обвязки.
Подростки, имеющие навыки скалолазания, могут носить обычные страховочные системы соответствующего размера. Детям же до 3 лет следует надевать только полную обвязку, так как из «беседки» они могут просто выпасть, в силу особенностей тела.
Каким требованиям должны отвечать страховочные системы
1. Конструкция и тип обвязки обязательно должны отвечать поставленным задачам, во избежание трагедии.
2. Страховка должна точно подходить по размеру и идеально сидеть на фигуре. Это необходимо не только для комфорта, но и для безопасности. Стоит учесть, что модели одинакового размера, изготовленные из одинаковых материалов, будут сидеть на фигуре по-разному. Это значит, что примерка – обязательна. Если заказ обвязки осуществляется через интернет, необходимо предварительно уточнить, возможен ли обмен товара в случае, если присланная модель не подойдет.
3. Между надежностью, практичностью и комфортностью обвязок должен быть баланс. Например, лишние пряжки – это не только дополнительный вес страховки, но и более высокая цена. Поэтому рекомендуется при выборе системы учитывать условия предстоящего использования. Если обвязка, к примеру, будет эксплуатироваться только в летний период, то возможность регулирования ширины ножных лямок не очень важна.
4. Немаловажен общий комфорт нахождения в обвязке. Ремни не должны передавливать сосуды, это может привести к онемению ног. Верхняя обвязка не должна препятствовать свободному дыханию. Стропы должны быть зафиксированы таким образом, чтобы их скольжение по коже не было слишком плотным и натирающим.
5. Рекомендуется приобретать обвязки с запасом длины лямок и ремней. Погода переменчива, поэтому возможность надеть или снять лишний слой одежды не помешает. Запас длины для ножных лямок составляет не менее 5 см на каждую; для пояса – не менее 10 см.
«Старение и износ альпинистской динамической веревки»
Без веревки альпинистское снаряжение частично утрачивает надежность. Но как бы веревка ни была прочна, однажды и ей приходит конец. Продолжительность «жизни» этого страховочного элемента зависит от множества факторов, включая интенсивность использования. Что же пишут об этом в книгах и что говорят производители? Начнем с брендов.
Мнение компании Tendon
Tendon – один из лидеров по производству альпинистского снаряжения. Команда этого бренда уверена в следующем:
Хранение
Если веревку для скалолазания хранить в надлежащих условиях не более 5 лет, она полностью сохранит свои функциональные свойства. Под надлежащими условиями имеется в виду:
а) температура воздуха от +15 до +25 градусов;
б) влажность не более 65%;
в) темное место хранения.
Место хранения желательно регулярно проветривать.
Скорость изнашивания
Пробег веревки в метрах рассчитывается по формуле, разработанной и предложенной немецким «Альпсоюзом»:
Пробег веревки = (метры лазания х 0,33) + (метры спуска (дюльфера) х 1,66).
Зная технические характеристики веревки и пользуясь полученным в условных метрах пробегом, по приведенному ниже графику несложно определить, насколько веревка прочна. Требования минимальной безопасности могут быть произвольными. Возможно, кому-то захочется иметь в запасе более одного рывка.
Попробуем разобрать самостоятельно, как долго можно пользоваться веревкой и когда она достигнет граничного уровня безопасности, то есть придет в негодность.
Требование безопасности для веревки с десятью изначальными рывками
Остаточная прочность:
≥ 5 стандартным рывкам
Приблизительно 2000 расчетных метров можно использовать. После этого веревка будет способна сдержать любой рывок, включительно до фактора 2.
< 2 стандартных рывков
Можно задействовать примерно 6500 расчетных метров. Далее веревка удержит рывок с фактором 1.
≤ 2 стандартным рывкам
Около 8000 расчетных метров использования. Если веревка не потрепана и без повреждений, то удержит рывок с фактором 0,3. Если лазать только вверх и не дюльферять, то веревки хватит примерно на 24000 метров подъема. Хотя не исключено, что оплётка сотрется раньше.
Говоря более простым языком…
Общая формула для альпинистской веревки 11 мм:
• малая интенсивность использования (600-800 м/год, без дюльферов) – до 10 лет;
• эпизодическое использование с невысокой интенсивностью (2-3 раза в год, без срывов, очевидного износа и загрязнений) – 8-10 лет;
• частое низкоинтенсивное использование (пару раз за месяц, плюс-минус, без спусков, срывов и дюльферов, с незначительными видимыми следами износа, едва заметным распушиванием оплётки) – 5-8 лет;
• эпизодическое интенсивное использование (несколько раз за год, с дюльферами и зависаниями, с механическим нагружением, без срывов, с незначительными следами износа и загрязнений, со слабым распушиванием оплётки) – 5-8 лет;
• очень частое низкоинтенсивное применение (2-3 раза в неделю, без срывов и существенных механических нагрузок, со следами износа и легкого загрязнения, с очевидным распушиванием оплётки) – 3-5 лет;
• интенсивное использование (в неделю неоднократно, без срывов, с зависаниями, без очевидных повреждений, с целой, едва начавшей блестеть оплёткой) – 3-5 лет;
• ежедневное интенсивное использование (без механических нагрузок и больших срывов, с очевидным распушиванием оплётки и сильным загрязнением) – 1-3 года;
• интенсивное ежедневное использование (без срывов, с зависаниями и нагрузками, с блеском либо распушиванием оплётки, загрязнениями) – не более 1 года.
Экстремальное использование (частые срывы, дюльферы, механическое либо химическое воздействие, повреждения любого характера и т. п.) способно отправить веревку в утиль незамедлительно.
Мнение компании Beal
Хранение без изменения свойств веревки – 5 лет.
Использование, в зависимости от степени износа, – до 10 лет.
Срок «жизни» (использование + хранение), в зависимости от степени износа, – до 15 лет.
Мнение компании Mammut
Как старая, изношенная веревка способна удержать короткий спортивный срыв, так и новая может порваться, если ее перекинуть через заостренный край и нагрузить. Поэтому определить время «жизни» альпинистской веревки достаточно сложно. Оно зависит от таких факторов, как тип веревки, продолжительность эксплуатации, частота и вид нагрузки и т. д. Каждый сам решает, использовать ли старую веревку или приобрести новую. Нет уверенности в старой? Ее всегда можно списать на верхнюю страховку.
Случаи, когда веревку необходимо списать, вне зависимости от продолжительности и частоты эксплуатации:
1. Изделие подверглось воздействию кислоты, любых других химических веществ.
2. Оплётка разрушена до самой сердцевины.
3. Износившаяся либо сильно распушенная оплётка.
4. Ощутимое движение оплётки по сердцевине.
5. Очевидное деформирование (рыхлость, сужение, жесткость).
6. Некогда высокая нагруженность веревки (рывки с фактором 1.0 и больше).
7. Чрезмерное загрязнение гудроном, маслом, смазкой.
8. Оплавленные или перетертые участки оплётки.
Приблизительный срок использования веревки:
• новая, ни разу не использованная – до 10 лет;
• редко используемая (2 раза в год) – до 7 лет;
• эпизодически (не более 1 раза в месяц) – до 5 лет;
• регулярно (более 1 раза в месяц) – до 3 лет;
• часто (еженедельно) – до 1 года;
• постоянно (практически ежедневно) – менее 1 года.
А теперь книги
Марк Твайт в своей выдающейся книге 1996 года Extreme Alpinism не рекомендует лазать с одной веревкой более двух больших маршрутов. Неважно, одинарная это веревка или двойная. Маршруты Твайта – стены шеститысячников.
Авторы так называемой «американской библии по скалолазанию» Mountaineering, The Freedom of the Hills (8 издание 2010 года) убеждены, что менять веревку нужно:
• каждый год – если она используется ежедневно;
• раз в 2 года – если используется по выходным;
• раз в 4 года – если используется от случая к случаю, эпизодически.
В других книгах по альпинизму пишут примерно то же самое.
Мнение опытного скалолаза
Действительно, уже через год альпинсткая веревка, используемая регулярно и достаточно интенсивно, пугает своим потрепанным внешним видом. Чтобы изделие прослужило дольше, его рекомендуется приобретать на 5-7 метров длиннее, чем требуется для лазания по скалодрому. Тогда через год можно обрезать примерно по 3 метра с обеих сторон – на участках, куда приходятся срывы. Но такая подрезанная веревка все равно держится хуже новой и изнашивается быстрее в 2-3 раза.
Если позволяет ситуация, можно страховать динамически, протравливая в процессе торможения около 2 метров веревки. Такой способ страховки уменьшает нагрузку на тело альпиниста до практически незаметной, уменьшает нагрузку на веревочную сердцевину. Однако на достаточно большом фрагменте веревки (5-7 метров от обоих концов) оплётка изнашивается и оплавляется быстрее.
Если оценивать пробег имеющейся конкретной веревки по формуле, что приведена выше, то за одну тренировку получается 620 метров. То есть тренируясь с одной веревкой раз в неделю, за год можно получить сумасшедшую цифру, примерно в три раза превышающую рекомендуемые значения. А если тренироваться дважды в неделю, – цифры будут просто космическими.
С другой стороны, уже к середине года концы веревки не выдержат срыва с фактором 2. Радует, что на скалодроме сорваться с таким фактором невозможно. Даже близкий к 1.0 бывает очень редко. Как правило, это срыв на первую оттяжку. А типичный для скалодрома фактор – примерно 0.2.
В любом случае, веревку, используемую на скалодроме, не стоит использовать в горах.
Если говорить о горных веревках, здесь все зависит от интенсивности эксплуатации. Например, есть случай, когда буквально перед началом маршрута на совершенно новую двойную веревку упал огромный телевизор. Всё, веревка побита и никуда не годится.
Тонкая двойная веревка (7,8 мм), используемая не интенсивно, послужила 3,5 года. Эксплуатировалась зимой и летом. Возможно, она еще прослужит один интенсивный сезон.
Среди двойных веревок самой «живучей» считается Mammut Genesis 8.5. Летом выдерживает скалы, зимой – микст. А «убивается» быстрее всего, как показала практика, Beal Ice Line 8.1. Одинарные веревки в горах почти не используются
«Сборка страховочной системы для начинающих промальпинистов»
Как собрать комплект для начинающих промышленных альпинистов по принципу цена-качество?
Задача данной статьи помочь начинающим с минимальными затратами на снаряжение войти в профессию и собрать такой комплект, который бы отвечал всем требованиям и позволил бы выполнить любую работу.
Вы прошли обучение в учебных центрах, где вас обучали на дорогом снаряжении. В нашей статье мы будем рассматривать только снаряжение имеющие невысокую стоимость, но отвечающий всем стандартам по прочности, прошедшие испытания и получившие соответствующие сертификаты.
Что нам нужно? На самом деле не так уж и мало, конечно это все не бесплатно.
Во-первых, нам нужно подобрать страховочную привязь. Затем нам нужно подобрать страховочные усы для самостраховки позиционирования. Третье.
Нужно подобрать страховочные усы для крепления к страховочному зажиму. Т.е. это зажим, который крепится ко второй страховочной веревки. Затем нужно подобрать зажимы для страховки, нужно подобрать зажимы для подъема, выбрать спусковое устройство, приобрести соединительные звенья – это карабины, они нам нужны для крепления всего снаряжения, которое вот мы выберем к страховочной привязи. Нужно либо сделать, либо приобрести сиденья для работы на высоте. Девятое. Аксессуары: педалька, стропочки всякие, оттяжки, сумочки под инструмент. Десятое. Каска.
Страховочные привязи. Я предлагаю обратить внимание на следующую модель. Это модель фирмы «Vento» высота 016. Это пятиточечная страховочная привязь, то есть она имеет плечевые лямки, мягкие обхваты бедер, мягкий обхват туловища из спины. Имеются четыре точки грузовые – это центральное, центральное-переднее грузовое полукольцо, грузовое полукольцо в районе груди. На центральное кольцо крепится всё основное снаряжение. Грузовое полукольцо находится в районе груди. Боковые полукольца для позиционирования. Вот такой привязи нам вполне достаточно для того чтобы начать работать в области веревочного доступа и промышленного альпинизма.
Отличительными особенностями этой привези от более дорогих аналогов является размер грузовых полуколец. Они достаточно маленькие. Соответственно не очень удобно пристегивать в них снаряжение. Такой страховочной привязи хватит вам на пару лет.
Следующее – это страховочные усы. Первый ус – это двойной ус для самостраховки позиционирования, который крепится к нижнему, центральному грузовому полукольцу. Двойной ус имеет два уса: короткий ус и длинный ус. Примерно его размеры 50 – это длина короткого уса, и 80 длина длинного уса. Усы вот эти нам нужны для работы на веревочной трассе, для преодоления различных элементов: это узлы, это перила, это различные перестежки, для того чтобы мы могли преодолевать эти элементы веревочной трассы без потери страховки.
Также усы используются для позиционирования и крепления зажима типа жумар при работе на подъем.
Что такое позиционирование? Допустим вам нужно прикрепиться к стене, чтобы вас там не шатало. Вы можете дырку просверлить, можете взять Скай Хук зацепиться за что-то – вот это называется позиционирование. То есть позиционирование – это устойчивое положения тела относительно рабочего места.
Самый дешевый вариант связать усы из динамической веревки диаметром 10 миллиметров. Для двойного уса мы берем страховочную спасательную динамическую веревку, ровно три метра. На концах трехметрового отрезка вяжем узлы «восьмерка-проводник». Требования к вязке узлов следующие: ушко должно быть минимальным, расстояние кончика должно от 5 до 10 сантиметров. Для удобства мы можем использовать карабин. Дальше мы эти узлы затягиваем. Берем карабин, крепим его к опоре, сможем стянуть сюда жумар либо по весу, то есть весом всего тела мы натягиваем и затягиваем каждый элемент. Затем, мы обрезаем после того как отрегулируем и оставляем кусочек 5 сантиметров. Петелька должна быть минимальной.
То же самое делаем на другом конце уса. Мы завязываем «узел-восьмерка» проводник, затягиваем все элементы узла, т.е. каждую ветку. Смотрите чтобы не было перехлестов. Грузовая веревка должна идти сверху, чтобы нагрузки узла-восьмерка играли все, работали все ветки, веревки. Центральный узел вяжем в обычный проводник, либо восьмерка-проводник. При зависании на привязи, мы должны спокойно дотягиваться до каждого узла. Центральный узел мы ввязываем в центральное соединительное звено. То есть в начале мы вяжем узел-проводник, ввязываем его, стянули и ввязываем, петелька должна быть минимальной.
Я рекомендую использовать обычный овальный карабин с муфтой.
Выбор страховочного зажима.
Лидером рынка по безопасности, удобству использования, являются устройства фирмы «Пецель».Такие устройства позволяют работать на веревке, практически не контролируя страховочных зажимов. Устройство сделано таким образом, что кулачок движется по веревке и в случае срыва, резкого движения веревки по этому кулачку происходит раскрытие как на сцеплении и он фиксируется. Соответственно, мы можем работать, не обращая внимание на устройство. Точно также кулачек идет вверх, кулачек идет вниз.
Для начинающих промышленных альпинистов я советую приобрести страховочный зажим капля.
Принцип работы с такими страховочными устройствами – это попеременное движение, то есть мы при спустились на спусковом устройстве, приспустили зажим, приподнялись, приподняли зажим. Таким образом, у нас происходят такие попеременные движения там по 30-40 сантиметров. Всегда следим за тем, чтобы у нас страховочное устройство не оказалось где-то внизу. Всегда оно должно быть в видимости от плеча до верхней части бедра, мы всегда контролируем страховочное устройство.
Выбор спускового устройства для промышленного альпинизма.
Лучше на сегодняшний момент – это устройство фирмы «Пецель» называется RIG.
Я советую остановиться на более дешевых вариантах. При этом мы будем руководствоваться 4 принципами, которые предъявляются к спусковым устройствам для работы в промышленном альпинизме.
Первое требование – это возможность стегнуть страховочную, либо грузовую веревку. Спусковое устройство, не выстегивая это устройство и страховочные привязи. То есть на спусковом устройстве должна быть съемная щечка.
Второе. Когда мы спускаемся на спусковом устройстве, при отпускании рук, оно должно стопорить нас. Оно должно фиксироваться на веревке и останавливать движение.
Третье. Из спускового устройства можно выбирать веревку. То есть после того, как мы заправили веревку в спусковое устройство, должна быть возможность выбирать веревку из страховочного спускового устройства. При этом веревка должна фиксироваться.
Четвертое. При спуске на спусковом устройстве веревка не должна крутиться.
С более дешевыми моделями спусковых устройств, которые можно использовать в промышленном альпинизме, вы можете ознакомится перейдя по этой ссылке:
https://alto2005.ru/catalog/snaryazhenie-dlya-visotnih-rabot/spuskovie/
Выбор зажимов для подъема.
Практически всегда при выполнении всех видов работ нам нужно приподняться на несколько метров, либо, совсем чуть-чуть приподняться, но приподняться нужно, либо где-то подстраховаться. Для этого мы используем зажим для подъема жумар. Лучше всех жумаров, с которыми доводилось мне работать – это жумар производства фирмы «VENTO».
Далее для подъема нам необходима педалька. Советуем выбирать - педальку регулируемую. Сама педаль должна быть для ни для одной ноги, а для двух ног, можно будет две ноги туда встегнуть.
Если работа предполагает постоянный подъем, по веревке верх, то необходимо приобрести грудной зажим кроль.
Следующий элемент – это сидение для работы на высоте.
Данная конфигурация предполагает использование сидушки типа подиум, которая интегрируются в страховочную привязь. Вот подиум фирмы vento он достаточно узковат, но до двух часов в нем можно безболезненно висеть.
Карабины
Для того, чтобы скомплектовать нам нашу конфигурацию, нам нужны соединительные звенья. Это обычные карабины. Я советую вам приобретать обычные овальные карабины в количестве, в количестве 7 штук. Длинный ус к жумару соединяет карабин. На конце короткого уса карабина уже два. Карабин для страховки соединяется с верхним грудным страховочным полукольцом карабином, это 3. Карабин соединяет страховочный ус со страховочным зажимом, 4. Карабин крепит спусковое устройство, строп к центральному звену, это 5. И два карабина, которые крепят сидушку с центральным соединительным звеном. Итого 7 карабинов. Карабинов много не бывает и они нам еще потребуется для того, чтобы организовывать навеску, допустим, на кровли, для крепления веревки к опоре, для подвешивания инструмента, для организации веревочной трассы, то есть какие-то промежуточные точки нужно будет делать. Желательно, конечно, карабинов иметь больше. Самый дешевый вариант – это стальной овальный карабин.
«Особенности огнестойких ниток из арамида KEVLAR»
Нитки производятся из комплексных мультифиламентных арамидных нитей. Только марки Kevlar концерна Dupont. И являются одним из профильных направлений компании «Шнур сервис».
Условная маркировка арамидных нитей NHtv, что значит нитки швейные, термостойкие, высокопрочные.
Арамидные нити обладают высокой прочностью по сравнению с капроном и лавсаном – прочность выше более чем в два раза!
Обладают минимальной растяжимостью, устойчивостью к агрессивным средам и многоцикловым механическим воздействиям.
Но основное достоинство – это самая высокая стойкость к высоким температурам до +500 ℃, и кратковременному открытому пламени.
Сфера применения кевларовых ниток очень разнообразна.
Они нашли свое применение при сшивании особо прочных материалов. Это грузоподъемные стропы и ленты.
При пошиве огнестойкой одежды и снаряжения. Это одежда для сварщиков, одежда для пожарных. Используемая при повышенных температурах и подверженных воздействию открытого пламени.
Целая индустрия использования в военно-промышленном комплексе. От армирования труб, бронирование кабелей и проводов, до использования в средствах индивидуальной бронезащиты.
Технические возможности предприятия позволяют наносить покрытия улучшающие пошивочные свойства ниток.
«Сравнение канатов тросовой свивки из полиамида и полипропилена»
Компания «Шнур сервис» специализируется на производстве канатов из различных синтетических материалов. Рассмотрим наиболее популярные, — это канаты полиамидные и полипропиленовые.
Канаты тросовой свивки изготавливаются строго в соответствии с ГОСТ.
Их важным свойством является устойчивость к гниению и легкость по сравнению с натуральными материалами.
В производстве канатов очень важна сбалансированная крутка. Проверить это очень просто.
Нужно взять канат, сделать петлю и отпустить.
Если канат висит прямо и не перекручивается, значит крутка сбалансирована. Если канат начинает перекручиваться вправо или влево – значит канат невысокого качества, есть проблемы на производстве.
Наиболее популярными являются полиамидные канаты.
Они нашли широкое применение за счет повышенной износостойкости и высокой устойчивости к ультрафиолету.
Канаты отлично подходят для буксировки судов, производства трапов и якорных систем.
Также полиамидные канаты востребованы на производстве и строительных работах, для подъема, упаковки и закрепления крупногабаритных грузов.
Полипропиленовые канаты относительно недавно появились на Российском рынке. И более популярны в Европе.
Для них характерны: низкая растяжимость, высокая прочность, несколько больший удельный вес по сравнению с полиамидом.
Важно также отметить, что прочностные свойства полипропиленовых канатов не зависят от влажности среды.
Полипропиленовые канаты широко применяются в судостроении, как лебедочные и буксировочные канаты, для подъема и фиксации грузов.
Выпускаются канаты диаметрами от 8 – 80 мм. В бухтах намотками по 120 и 240 метров.
«Виды страховочных систем. Как выбрать привязь, обвязку?»
Самая простая привязь — это страховочная привязь Высота 018.
В простонародье все ее называют шортами. То есть, это трехточечная привязь. По бокам у нее есть металлические кольца для крепления охватки. И по середине есть кольцо, чтобы можно было прицепить туда спусковое устройство. Такая страховочная привязь намного удобнее, чем пояс обычный, монтажный. Она безопаснее.
В этой привязи можно уже расслабиться и уперевшись на охватку вы уже можете просто присесть отдохнуть, вися просто на дереве, на ветке. Страховочная привязь Высота 018 предназначена для промышленного альпинизма и арбористики.
Из минусов данной привязи, это то, что, когда ты работаешь и у тебя на поясе висит инструмент, достаточно тяжелый. Такой как бензопила. Пристегнута веревка, которая вниз спущена, 5-6-8-10 карабинов.
И вес у привязи такой, что привязь начинает с тебя сползать, постоянно приходится подправлять, подтягивать.
Страховочная привязь Высота 016
Тоже самое, но в чем плюс: плечи не дают спускаться шортам вниз. И у тебя все четко, комфортно, ничего тебя не стягивает. Это обычная промальповская привязь. Многие ребята, которые занимаются стандартным промышленным альпинизмом пользуются такими. Она не полностью заточена под арбористику. Долго в ней сидеть не получится, начинает пятая точка. Лямки по бокам и на ногах достаточно узенькие и они жесткие. И когда большие объекты, наминает тебе плечи.
Модификация этой привязи, это ProfiMaster. Тоже Московский производитель фирмы «Вента».
Та же самая привязь, только все вот эти вот плечики сделаны более мягко. Поясница держится более жестко. А материал, который к вам, к спине – он дышит. Он прилегает мягко,
но при этом держит тебе твою поясницу.
Те лямки, которые охватывают тебе твои бедра, - они тоже сделаны более шире и мягче с ними работать. Все эти страховочные привязи - универсальные.
«Почему альпинистам нужны особые веревки»
На заре современного альпинизма спортсмены не использовали каких-то особых веревок. Как и все остальное горное снаряжение они не имели специальных свойств. Веревки были сделаны из натуральных волокон, пеньки, льна или конопли. Они были тяжелыми, непрактичными, быстро впитывали влагу и теряли гибкость на морозе. Альпинист, сорвавшийся в те времена со склона едва ли мог с такими веревками рассчитывать на спасение.
Революция в производстве веревок произошла после второй мировой войны, когда в качестве исходного материала начали использовать нейлон. В 1952 году началось производство веревок из нейлона, что стало настоящим переворотом в мире альпинизма, изменилась и сама конструкция верёвок, несущая сердцевины, обеспечивала ее прочность, а внешняя оплётка защищала от механических повреждений.
Принцип сочетания сердцевины и оплетки, переход к которому был совершён в 1964 году был признан в качестве стандарта международным союзом альпинистских ассоциаций. Этот стандарт так и используется с тех пор без изменений. Современная альпинистская веревка так или иначе всегда состоит из прочной основы и защищающей внешней оболочки.
Сердцевина обеспечивает способность веревки удлиняться под нагрузкой. Внешняя оболочка играет прежде всего защитную роль. К важнейшим характеристикам таких веревок относятся: способность амортизировать динамический удар, возникающий при срыве альпиниста. Если альпинист повиснет на веревке, которая не в состоянии плавно гасить кинетическую энергию падения, то тогда ему гарантированно в лучшем случае серьезная травма, поэтому в альпинизме всегда применяются так называемые динамические веревки, способны растягиваться.
По действующим стандартам динамическая веревка должна выдерживать не менее пяти рывков с весом 80 килограммов. Только такие веревки способны гарантировать отсутствие травм при падении веревка из нейлона может растягиваться на величину до 30 процентов от собственной длины, но только после процесса термической усадки. В ходе процесса усадки капрон или полиамид помещается в специальную печь, где подвергаются воздействию высоких температур и влажности.
Каждый производитель веревок для альпинизма используют свои методы работы. Каждая марка такой веревки имеет свои особенности. Однако их всех роднит одно свойство – надежность. Огромную роль в этом сыграла система стандартизированных тестов, а также научные исследования. Надежность – это наиважнейшее свойство любой веревки.
Веревка – это моя страховка.
Она нужна мне каждый день. Все равно, чем я занимаюсь скалолазанием или альпинизмом, но это означает, что я должен полностью доверять материалу, из которого веревка сделана. Отличие пеньки от капрона очевидно. Современные материалы позволяют справляться с самыми опасными падениями и это, конечно, придает уверенности, помогает успешно преодолевать самые сложные маршруты.
Ну конечно, даже самые современные веревки могут рваться, особенно, если их неправильно хранить, они могут пострадать от воздействия кислоты или острых режущих предметов.
«Как стирать верёвку? Увеличиваем срок службы альпинистской верёвке.»
На альпинистской веревке всегда есть грязные места. Эти нюансы: грязь, пыль и песок, смола ускоряют износ веревки. Надо стараться экономить, каждые две недели покупать себе новую веревку - это так никаких денег не заработаешь. Поэтому давайте с вами будем стараться экономить.
Естественно, ваш инструмент даже такой как веревка должен быть чистый. Самый простой способ – это постирать. Постирать можно даже в обычной стиральной машине на щадящем режиме. Единственный нюанс: не все стиральные машины могут вместить в себя 200 метров веревки 10 мм или веревки 16мм или 14 мм, бухтами по 100 метров тоже не запихнёшь.
Поэтому набираем ванну воды и замачиваем там нашу веревку. Чистить стиральным порошком производители не рекомендуют. Стирать можно, например, хозяйственным мылом, детским мылом, но не просто натираем веревку, а бруском мыла, делаем стружку. Получается мыльная вода, и вручную стираем наши веревки.
Постирать веревку это пол дела. Так как веревка мокрая, она размякла, раскисла, да, и в ней много воды, надо ее грамотно высушить. Если вы просто высушили и такой же бухточкой куда-то повесили, там где-то на балконе или на турник, у вас после, когда вы будете работать, веревка будет кривая. Работать с такой веревкой очень-очень неприятно и особенно противно, если вы на такой веревки еще будете использовать какие-то приспособления типа спусковых устройств..
Поэтому в идеале нужно, чтобы вы разложили верёвку, например, на пол, просто нужно разложить ее кольцами или петлями и пусть она у вас сутки посохнет, тогда будет все хорошо. Не стоит ее вешать сушиться с большими висами, то есть чтобы в каких-то местах у вас были особо большие натяжения. Стирок можно делать сколько хочешь, чем у вас чище инструмент и чище веревка, тем дольше она будет вам служить. Когда на объекте вы заканчиваете работу, вы собираете все вещи, инструмент свой, имейте привычку: берете веревку, и ее целиком всю-всю длину проводите пожалуйста через свои руки. Вы тогда, в первую очередь, увидите насколько она у вас грязная, а во вторых вы увидите, есть ли песок, что очень вредно. И когда вы будете протягивать веревку через руки, вы почувствуете, вдруг ли есть какой-то внутри надрыв, вдруг ли есть где-то порез или где-то может быть перебитая веревка.
«Про репшнуры в альпинизме»
Репшнуры - это вспомогательные веревки, то есть тоньше, чем основные веревки, которые мы используем для страховки и используются для всяких вспомогательных нужд.
Чаще всего самые популярные и широко распространённые репшнуры изготовлены из полиамида.
Диаметр может быть от 2-х мм до 8 мм, соответственно и прочность будет очень сильно зависеть от диаметра, начиная от 100 кг, заканчивая примерно 1,5-2 тоннами.
Исходя из области применения, выбирают разные диаметры репшнуров для каждой задачи.
Вспомогательные веревки используются в 2-х наиболее частых случаях:
- В качестве вспомогательных отрезков для вязки схватывающих узлов для организации каких-то спас работ.
- Второе большое направление – это использование репшнуров в блокировке и организации станций.
Исходя из 2-х разных назначений немножко разные требования, мы предъявляем репшнурам в каждом случае. Когда мы используем репшнур для организации станции, нам очень важна его прочность. И прочность его должна быть не ниже, чем 1 тонна, поэтому исходя из этого использовать для организации станций классические репшнуры можно только начиная от толщины 7 мм и толще.
Для организации схватывающих узлов требования несколько другие. Насколько хорошо будет работать схватывающий узел на верёвке будет очень сильно зависеть от соотношения диаметров самого репшнура и той основной веревки, на которой мы его используем. И соотношение должно быть примерно 10 к 7, то есть на 30% тоньше, чем основная веревка должен быть наш вспомогательный репшнур.
Исходя из этого для веревки диаметром 10 мм хорошо будут работать репшнуры в районе 7 мм. Для более тонких верёвок мы можем использовать более тонкие репшнуры. Для более толстых верёвок, например, 11-12 мм, которые часто используются в спас работах, мы вынуждены использовать репшнур более толстый - диаметром 8 мм, иногда даже толще. То есть для работы схватывающего узла нам важнее всего диаметр репшнура.